Мебель Древней Руси эпохи Средневековья

Нельзя рассматривать историю русской мебели отдельно от истории развития европейского мебельного искусства. В России, в отличии от некоторых западных стран, история производства мебели, особенно период относящейся к древней Руси, мало изучен

Самой большой трудностью при изучении истории производства мебели древней Руси является то, что время почти не сохранило оригинальных предметов эпохи средневековья. Для их изготовления обычно использовалось дерево, а оно не из самых стойких материалов и, даже при бережном отношении к нему, легко подвергается износу, порче от сырости. Даже современные покрытия для дерева при всей их "неэкологичности" не дают стопроцентную защиту, что же говорить о той эпохе, хотя с другой стороны нам есть чему поучиться у древних мастеров и в этом вопросе. Но это уже другая тема.

Были и другие неблагоприятные причины для развития мебельного искусства. Одной из них было то, что практически все постройки на Руси были деревянные и недолговечные. Они часто страдали от вражеских нашествий, но еще чаще от огня, поэтому население предпочитало иметь такие вещи и ценности, которые можно легко вынести во время пожара из дома или скрыть в тайнике в минуты опасности.

В более стабильной Западной Европе, в прочных каменных замках и крепких городах, искусство выделки мебели, естественно, получило большее развитие. Здесь даже обычным сундукам, шкафам или кроватям старались придать роскошный и монументальный вид. Они украшались живописью, гербами, колоннами, богатой резьбой. На Руси же, даже бояре или богатые купцы зачастую спали как попало, в общей комнате, стелили постель из перин и подушек то на лавках, под образами, то на любимом сундуке.

Первоначально предметы мебели на Руси были не только малочисленны, но и мало художественны: простейшие столы на козлах, скамьи, церковные аналои, табуреты и столы для письма.

Изображение этих предметов можно увидеть в рукописях, на некоторых старинных иконах и миниатюрах. Со временем на них появляется плоскостная орнаментация. Вначале это были обычные геометрические нарезки и насечки, затем рельефная и ажурная резьба.

Еще одним из первых и широко применяемым на Руси украшением мебели была живопись. Обычно она покрывала все плоскости предметов различными разводами, стилизованными изображениями ярких цветов, трав, людей и фантастических животных.

По мере того, как на Руси начал обогащаться обиход, увеличивалось значение мебели. В ней стала проявляться архитектурная наклонность, то есть у мастеров-древоделов появилось стремление созидать мебель теми приемами, которые применялись к возведению зданий. В облике предметов проявились архитектурные композиции на мотивы арок, кокошников и шатров. Все это дополнялось богатой рельефной и прорезной резьбой на мотивы различных плетений, трав и цветов, декоративными элементами в виде барельефов, статуй, резных накладок и прочих украшений.

Многие зарубежные путешественники, побывавшие на Руси в XV- XVI века, в эпоху расцвета ренессанса в Европе, писали в своих воспоминаниях, что видели мало хорошей мебели даже в замке у московского царя. В основном это были расставленные вдоль стен простые лавки и длинные столы, за которыми пировали пышно разодетые в яркие одежды бояре. Отдельно стояли, весьма грубо выработанные, огромные стойки или поставцы, с расставленной на них дорогой, «весьма хитро сделанной в форме всякого рода зверей, рыб и птиц» золотой и серебряной посудой. Вот и вся меблировка царского дворца.

Самые выдающиеся предметы обстановки того времени - троны царей. Этот тип торжественного сиденья с прямой высокой спинкой очень древен и завезен на Русь из Византии. Его изображение можно было встретить еще на античных фресках. До революции 1917 года высказывалось предположение, что один из самых древних царских тронов из слоновой кости был привезен в Москву в 1472 году Софьей Палеолог, и являлся свадебным подарком Ивану III. Деревянный остов этого кресла сплошь покрыт накладными резными пластинами. Здесь есть барельефы с мифологическими сюжетами, историческими эпизодами, геральдическими и орнаментальными мотивами. Сейчас искусствоведы считают, что трон является произведением эпохи ренессанса, и был выполнен западноевропейскими мастерами для первого русского царя Ивана IV Грозного, венчавшегося на престол в 1547 году.

Костяной трон. Принадлежал Ивану Грозному. Западная Европа. Около XVI в. Кремль. Оружейная палата

На этом примере можно увидеть, как тяжело сразу определить возраст даже такого, очень известного и важного для русской культуры предмета. Сложности при определении времени изготовления трона добавило и то, что он был сильно обновлен русскими мастерами в XVII и XIX столетии. По некоторым данным в обиходе царей имелись и другие «резанные из кости кресла». Слоновая кость высоко ценилась в те времена, поэтому можно предположить, что детали из сломанных в процессе эксплуатации «костяных стульев» тоже могли быть использованы при реставрации трона или изготовление других предметов обстановки [1].

Список использованных источников:

1. Гацура, Г. Мебельные стили: История русского и западноевропейского искусства. - М.: МГОСП России, 1997. – 162 с.

Мы в соцсетях
  • Facebook Basic Square
  • Twitter Basic Square
  • Google+ Basic Square
Избранные посты
Недавние посты
Архив
Поиск по тегам

СТОЛЕЧНИКЪ. Добро пожаловать к мастерам

Бесплатные консультации, выезд замерщика по тарифам Яндекс-такси! 
Связь с клиентами по графику 24/7

© 2016 ООО "Столечникъ".

+7 (916) 759 09 61
  • Facebook Basic Square
  • Twitter Basic Square
  • Google+ Basic Square