СТОЛЕЧНИКЪ. Добро пожаловать к мастерам

Бесплатные консультации, выезд замерщика по тарифам Яндекс-такси! 
Связь с клиентами по графику 24/7

© 2016 ООО "Столечникъ".

+7 (916) 759 09 61
  • Facebook Basic Square
  • Twitter Basic Square
  • Google+ Basic Square
Please reload

Недавние посты

СТОЛ - СТОЛЯРНАЯ МАСТЕРСКАЯ - "СТОЛЕЧНИКЪ"

August 28, 2017

1/4
Please reload

Избранные посты

Мебель России первой половины XVIII в.

     В конце XVII столетия, к началу правления Петра I, стиль барокко распространился по всей Европе и достиг своего наивысшего расцвета. Он как нельзя лучше подходил для мощной петровской эпохи. С самого начала царствования Петра, мода в области мебели обратилась в сторону Голландии и Англии. Эти страны являлись в тот период самыми мощными морскими державами, а для Петра, мечтавшем о своем могучем флоте, лучшей рекомендации для выбора стиля и не существовало. Из заморских голландских владений завозят в Европу лаковые китайские кабинеты, экзотические породы дерева. На смену точеным и витым ножкам приходят заимствованные из Китая гнутые, иногда стоящие на охваченных птичьими когтями шарах. На смену громоздкой дубовой приходит все более элегантная мебель. Поверхность предметов все больше приобретает выпуклые и вогнутые формы. Чаще используется ореховая фанеровка, редкие породы дерева, золоченая бронза, каменная мозаика, маркетри, инкрустация различными материалами  [1].  

     В начале XVIII века комоды и шкафы века начинают вытеснять из городских домов сундуки. Типичная мебель петровской эпохи: полумягкие кресла.

 

 

 Кресло. Россия, первая четверть XVIII в.

 

 

         Диваны, обитые кожей, вышивкой, шелковой или английской тканью, на резных изогнутых ножках с шарами в когтях; столы на гнутых ножках; шкафы с полками и архитектурной разделкой лицевой стороны, с матовой отделкой под воск; зеркальные рамы из мореного дуба.

Впрочем, попадались и более простые типы английских кресел и стульев, с прямыми ножками и спинками из трех стоек, где средняя вырезана в виде сложного плетения.

 

 

 Стул. Россия, первая четверть XVIII в.

 

 

     Судя по дошедшей до нас описи убранства комнат петергофских дворцов 1728 г., стены затягивались тканями, чаще всего шелковыми, реже шерстяными и выбойчатыми.

     Мебель обивалась той же тканью, что и стены, или же красным сафьяном. На плетеных стульях обычно лежали шелковые подушки.

Иностранная мебель английская, голландская, немецкая, гораздо реже французская — сосуществовала во дворцах рядом с предметами, исполненными и Петербурге.  Вместе с приглашением западных мастеров и покупкой мебели за границей развивалось и отечественное производство.

 

 

 Первая четверть 18 в. Дерево (дуб), резьба из березы

 

 

     Русское искусство, принимая и перерабатывая иноземные образцы, шло по самостоятельному пути. В мебели, как и по всем остальном, Россия, включаясь в общий поток европейского развития. внесла в него свежую струю своей самобытности, дала ряд новых, незнакомых Западу решений.

     В связи со строительством мощного военного и гражданского флота на берегах Невы, Петр I переселяет из Устюга. Вологды. Каргополя, Белозерска большое количество русских столяров и плотников. Они выполняли не только плотницкие и столярные работы. Из их среды вышли резчики и позолотчики, которые украшали суда сложной и богатой декоративной резьбой.

     Традиции этого мастерства были настолько устойчивы, что два десятилетия спустя они были подхвачены, развиты и упрочены в декоративном интерьере внутренних помещений дворцов русского барокко, строившихся по проектам и под руководством Растрелли, Чевакинского и других архитекторов середины XVIII в. Стулья делали в частных столярных мастерских.

 

 

 Кресло круга В. Растрелли, серед. XVIII в

 

 

 

     Типичны для эпохи дубовые столы на массивных точеных ножках — с шарообразными утолщениями» – соединенных широкими проножками. Подстолья их имеют ящики с сильно профилированными рамками, украшенными резными звездочками или сложным декоративным мотивом, перекликающимся с формами наличников московской архитектуры. Столешница с выдвигающимися из-под нее боковыми досками напоминает голландские образцы. Столы из простого дерева часто окрашивались зеленой краской.

 

 

 

 Стол. Россия, нач. XVIII в.

 

 

     Особый интерес представляет находящийся в Эрмитаже расписной стол из Екатерингофского дворца, разобранного в XX в.  По преданию, стол со столешницией из массива дуба был заказан  Петром I из Архангельска. Его точеные раздвижные ножки и проножки подражают столам английской мебели. Огромная овальная доска со спускными, на английский манер, боковыми полами, расписана красками по левкасу и покрыта лаком. Орнамент представляет собою темно-коричневые завитки аканта на более светлом, разделанном под персидский орех, фоне. Сдержанностью тонов, подчеркнутостью контуров акантовый узор приближается по внешнему виду к деревянному набору палисандром по ореху. Среди завитков размещены ярко расписанные медальоны, изображающие фантастические пейзажи. Нельзя не увидеть связи техники этой росписи с приемами иконного письма.

 

 

 Стол со складной столешницей выполненный архангельскими мастерами. XVIII в.

 

 

     Подобное сочетание исконных традиций русского искусства с переработкой стиля западной мебели весьма характерно для рассматриваемого нами периода. Среди упомянутых в описи 1728 г. предметом находим: «шкаф красной лаковой», «стол дубовой круглой с полами средней, лаком покрыт желтым или фернисом» , «ширма китайской работы», «столик лаковой писаной на одной ношке», «столик лаковой цветной с полами» и т.п.

 

 

Шкафчик сервант Россия, нач. ХVIII в.

 

 

     В 1730-х гг. признаком роскоши все еще считалась мебель привозная, и, по-видимому, в петербургском обществе большим успехом пользовалась новая английская мебель из «мегагеня» или «магонского», т.е. красного дерева.

     Тем не менее, несмотря на это увлечение английскими образцами, основная линия развития русского мебельного искусства была тесно связана с развитием архитектуры. В сороковые — пятидесятые годы, в период расцвета русского барокко В.В. Растрелли и С.И. Чевакинский создали ряд прославленных дворцов и домов знати в Петербурге и его окрестностях. Внутреннее убранство зданий этого периода великолепно. Императрица Елизавета и придворная знать демонстрировали все величие в обстановке нескончаемых празднеств.

     Мебель, изготовленная по индивидуальным проектам  архитекторов как часть общего декоративного убранства, расставлялась вдоль стен. Она состояла в основном из резных консолей и кресел и как бы сливалась с остальными элементами в едином ансамбле.

 

 

 В. Растрелли. Диван. Середина XVIII века

 

       

     Особенно хороши были залы Большого дворца в Петергофе и Екатерининского дворца в Царском селе. Здесь работали сотни лучших резчиков, среди них не только охтенские мастера, приписанные к Адмиралтейству, но и резчики из Москвы. Их прекрасные изделия погибли во время Великой Отечественной войны; все, что не успели разрушить фашистские захватчики, уничтожил огонь.

     Предметы обстановки середины XVIII в. сохранились в сравнительно небольшом количестве. Они своеобразны и имеют свои характерные и неповторимые черты. Мебель для сидения частично приближается к французским образцам стиля рококо, но ее орнамент проще и лаконичнее. Иногда ощущается влияние широко распространенных ранее английских образцов и привкус китайщины.

 

 

 

Стулья. Россия, серед. XVIII в.

 

    

     Особым очарованием отличаются предметы, окрашенные в белый или другой светлый цвет, с мелкой росписью веточками и раскрашенными «под натуру» розами и незабудками, переплетенными с тронутыми золотом завитками рокайля. В этом роде сохранились (кроме стульев) столики, шкафчики, зеркальные рамы, привлекающие непосредственностью трактовки [2].

 

 

 Зеркало. Россия. серед. XVIII в.

 

 

 

 

Список использованных источников:

 

1. Гацура, Г. Мебельные стили: История русского и западноевропейского искусства. - М.: МГОСП России, 1997. – 162 с.

2. Соколова Т. Очерки по истории художественной мебели 15-19 веков. - Ленинград, 1968. - С. 112.