Мебель России второй половины XVIII века

Русская мебель второй половины XVIII в., самобытными формами которой мы можем справедливо гордиться, была создана руками неизвестных крепостных мастеров. Отдаваемые в учение с малых лет «на года» в столичные, содержимые иностранцами мебельные мастерские, эти крестьянские под­ростки постепенно, в течение ряда лет, постигали тайны техники мебельного дела, хорошо известные иностранцам, и в конце концов становились первоклассными мастерами-краснодеревщиками, знавшими все тонкости своего мастерства. По окончании обучения судьба всех этих русских мастеров складывалась различно. Они целиком зависели от прихоти и каприза барина: одни из них отсылались в по­местье, другие оставались при городском барском доме, третьи отпускались на оброк, причем или возвращались обратно в мастерскую старого хозяина, или же устраивались в другое место на работу. Предоставленные собственным творческим силам, эти кре­постные мастера и создали тот своеобразный тип мебели, который наполнял русские помещичьи усадьбы и городские дома. Выходившая из-под их умелых рук мебель на первых порах отчасти и напоминала иностранные образцы. Но эти образцы были так сильно переделаны и по-своему заново скомпонованы, что они, безусловно, представляли совершенно новые, своеобразно трактованные предметы обстановки.

Русские мастера сумели выработать самобытные, непохожие на западные образцы пропорции и создали собственные, нигде не записанные, каноны. Здесь же, в России, впервые был применен новый неизвестный западу материал в виде карельской березы, осокоря и мореного черного дуба. В данной статье помимо образцов мебели представлены её обмеры исполненные известными архитекторами [2].

Мебель второй половины XVIII в. сохранилась в значитель­ном количестве, начиная от высокохудожественных образцов и кончая непритязательными стульями из простого дерева и столами.

Стул второй половины XVIII века. Россия.

Стул соснового крашеного дерева, с откинутой немного назад прямоугольной спинкой, в центре которой помещен овал с росписью. Боковые стороны спинки переходят непосредственно в задние ножки стула. Расширяющееся спереди сиденье имеет соломенную сетку крупного плетения. Прямые, квадратные в сечении ножки стула суживаются книзу, причем передние соединены с задними и между собою перекладинами.

Стул покрашен светложелтой краской с раскинутыми в некоторых местах букетами цветов, исполненными в серых, синих и зеленых тонах. В овале спинки на темном фоне написана женщина в античном костюме; по краю этого овала расположен орнамент, имитирующий шляпки гвоздиков.

По контуру стула проходят узкие полоски красного цвета, которые смягчают жесткость его линий.

По своей прямолинейной, строго уравновешенной и сдержанной форме он является прекрасным образцом русской мебели классического стиля последней четверти XVIII в., напоминая аналогичные формы англий­ской мебели, исполненной по рисункам арх. Адама [1].

Собрание Государственного исторического музея. Обмеры стула исполнены арх. И. Н. Вильям.

Стул конца XVIII века. Россия.

Стул полированного красного дерева с прорезной и изогнутой спин­кой. Ее верхняя часть сделана с обеих сторон из прямой планки, выхо­дящей за ее стойки. В середине спинки три полукруглые точеные баля­сины, инкрустированные черным деревом в виде удлиненных треуголь­ников.

Задние стенки балясины плоские. Немного расширяющееся спереди сиденье обито современной тканью. Передние ножки точеные, суживаю­щиеся книзу. Обвязь сиденья спереди украшена инкрустацией черного дерева в виде маленьких ромбиков.

Стол русской работы последней четверти XVIII в. Образцом ему послужил раскладной английский столик, вошедший в употребление в Англии со второй половины XVIII в. Типичные английские ножки типа кабриоль в столе русской работы заменены прямыми, что указы­вает на влияние форм последней эпохи французского классицизма, которые внимательно изучали английские мебельщики.

Коллекции Петергофского музея. Столик из обстановки комнат Екатерины II. Обмеры исполнены арх. М. Д. Мочальской.

Столик из обстановки комнат Екатерины II. Русская работа. Последняя четверть 18 века.

Столик полукруглый цельного красного дерева с опускной доской. При ее подъеме столик превращается в круглый. Четвертая отводная ножка служит в раскрытом виде опорой поднятой части стола. Подстолье прямоугольной формы. Ножки вверху, на уровне подстолья, восьмигранного сечения, ниже—круглой формы. Постепенно суживаясь книзу, они переходят в небольшой изгиб, оканчивающийся подушкой, поставленной на низкий цилиндр. Столик русской работы последней четверти XVIII в. Образцом ему послужил раскладной англий­ский столик, бывший в употреблении в Англии со второй половины XVIII в. Строгие и простые формы ножек стола указывают на переход от изысканных форм Чиппенделя к более строгим формам французского классицизма [1].

Столик из Екатерининского корпуса, ныне находится в коллекции Петергофского музея. Обмеры исполнены арх. И. Н. Вильям.

Столик полукруглый цельного красного дерева с опускной доской. Русская работа. Последняя четверть 18 века.

На самом деле мебель русского классицизма вовсе не яв­ляется подражательным искусством; наоборот, при полном овла­дении общеевропейскими приемами ей свойственны свои харак­терные отличительные черты.

Переход от изогнутых форм барокко и рококо к спокойным прямолинейным конструкциям классицизма в России завершается примерно к восьмидесятым годам XVIII в. Тогда же, в основ­ном. утверждается и классическая орнаментика, в которой, од­нако. не только нередко проявляются отзвуки барокко, но и раз­виваются самостоятельные декоративные решения, идущие от на­родного орнамента (ажурная резьба в виде розеток, ромбов и т. д.). Сохраняется и своеобразие цветовых сочетаний.

Для отделки корпусной мебели широко применяется техника маркетри. Исполняются бюро с цилиндрической крышкой, шкафы. Бюро-цилиндр красного дерева с выдвижной доской для письма, оклеенной посредине, очевидно позднее, красным сукном. При вдвигании доски цилиндрическая крышка, механически опускаясь, закрывает бюро. Внутри бюро девять ящиков по три в ряд, причем верхние мельче нижних. В подстолье также три ящика. Замочные личинки были закрыты круглыми бронзовыми накладками, от которых на месте осталась только одна. Простые утоняющиеся книзу ножки квадратного сечения обуты внизу в бронзовые наконечники. Неглубокие филенки у боков подстолья и небольшая обвязка внизу у выдвижной доски являются единственным украшением на ровной глади стенок бюро[1] .

Бюро русской работы конца XVIII—начала XIX в. Сделано по типу аналогичных бюро, появившихся во Франции с последней четверти XVIII в. Коллекции Павловского дворца в г. Слуцке. Кабинет заведую­щего научной частью.

Бюро русской работы конца XVIII—начала XIX в

Благодаря распространившейся моде на карточные игры (ломбер, вист, бостон, пикет) в быту появляется множество кар­точных столов. Особенно полюбились и пошли в моду так назы­ваемые бобики — очень своеобразные легкие столики с выре­занной в форме боба столешницей, удобные для переноски и часто снабженные колесиками.

Столик «бобик». Россия, кон. XVIII в.

В качестве материала для набора иногда используется на­ряду с деревом кость, в начале периода употребляется также и металл. Часто применяется выжигание.

Наиболее распространенным орнаментом набора является геометрический сетчатый или звездчатый, а также орнамент, изо­бражающий вазы или гирлянды и цветы. Иногда встречаются изображения архитектурного пейзажа [2].

Еще меньше известно о мастерах, изготовлявших мебель для сидения. Их называли, «стульные мастера», являются часто блестящими резчиками и позолотчиками. Резная мебель ис­полнялась целыми гарнитурами, в которые входили канапе (ди­ваны). кресла и стулья.

Кресло последних годов XVIII в.

Кресло кабинетное, красного дерева с мягким, удлиненным сиденьем, спереди немного округленным. Сильно откинутая высокая, сквозная спинка прямоугольной формы имеет пять круглых вертикальных точеных палочек и локотники круглой точеной формы. К локотникам приделаны небольшие мягкие подушки — подлокотники. Передние ножки круглые, суживающиеся снизу, задние—четырехгранной формы, слегка отогнуты назад, постепенно переходят в круглую обвязку спинки. Ножки имеют внизу медные колесики. Сиденье и подушечки локотников обтянуты темнозеленым сафьяном.

К спинкам кресел этой формы иногда прикрепляются на ремешках подушки из одинакового с обивкой сиденья материала [1] .

Во множестве делались также столики, консоли, торшеры, треножники. Наряду с позолотой применя­юсь подкраска голубая, розовая или зеленая.

Особым очарованием отличаются маленькие пристенные столики зеленого или синего цвета, на которых мягко выделяется золоченая резьба. Столики-консоли располагались обычно в про­стенках между окон. Над ними помещались узкие зеркала в рез­ных рамах, часто украшенные резьбой в виде вазы с ниспадаю­щими гирляндами.

Пользуются также, успехом овальные зеркала в золоченой раме как бы из связанных в узел витых шнуров.

Столик и зеркало. Россия, кон. XVIII в.

Металл позволяет достичь утонченности форм, недоступной дереву. Стройность и легкость тоненьких ножек и рамок создают впечатление воздушности. Оно еще более усиливается тем, что вещи кажутся осыпанными драгоценностями. Нити жемчужинка из граненой сверкающей стали, художественно прочеканенные розетки, аканты и гирлянды из золоченой бронзы, часто на фоне вороненой стали, применение золотой насечки – все заставляет воспринимать эти вещи почти как произведения ювелирного искусства.

В этой своеобразной отрасли мебельного дела еще раз ска­зались удивительные дарования русских, часто безвестных, умельцев [2]

Список использованных источников:

1. Обмеры мебели. Выпуск 1. Образцы мебели русской работы конца XVIII - начала XIX вв. / Под ред. Н.Н Соболева.- М.: Издательство Академии архитектуры СССР, 1940 .- 158 с.

2. Соколова Т. Очерки по истории художественной мебели 15-19 веков. - Ленинград, 1968. – 146 с.

Мы в соцсетях
  • Facebook Basic Square
  • Twitter Basic Square
  • Google+ Basic Square
Избранные посты
Недавние посты
Архив
Поиск по тегам

СТОЛЕЧНИКЪ. Добро пожаловать к мастерам

Бесплатные консультации, выезд замерщика по тарифам Яндекс-такси! 
Связь с клиентами по графику 24/7

© 2016 ООО "Столечникъ".

+7 (916) 759 09 61
  • Facebook Basic Square
  • Twitter Basic Square
  • Google+ Basic Square