Придворный мебельщик Генрих Гамбс

К концу Екатерининской эпохи строгость классического стиля продолжала увеличиваться, формы все упрощались, сокращалась орнаментация. Ставка делалась, прежде всего, на отборное качество древесины для отделки и немногочисленные украшения из золоченой бронзы. Для этой цели как нельзя лучше подходило появившееся в Европе красное дерево. Цвет его богат различными оттенками красного цвета: от темно-пурпурного до желтовато-розового. Отсюда и название. В эпоху классицизма из красного дерева в большом количестве стали выделывать величественные, прямолинейные, но между тем изящные секретеры, шкафы, комоды, и столы. Постепенно бронзовый орнамент на предметах почти исчез, встречаясь только в виде мелких стебельков, тонких рядов горошин в желобках или небольших розеток. Прежде ручки или замочные скважины украшались сложным бронзовым орнаментом, теперь их стали отмечать только небольшими золочеными маскаронами или колечками.

Петербургское мебельное дело, зани­мавшее ведущее положение в отечествен­ном производстве с момента возникнове­ния, в XIX в. продолжало оказывать влия­ние на формирование вкусов в этой облас­ти художественной жизни России. Выпол­няя заказы на меблирование императорских дворцов и столичных домов, петербургские мастера внимательно следили за быстро меняющейся модой и создавали образцы, заметно выделявшиеся на внутреннем рын­ке. Первые и лучшие экземпляры новой мебели появлялись именно в Петербурге и отсюда распространялись по всей стране.

Петербургские мебельные мастерские в это время продолжали плодотворно сотрудни­чать с известными архитекторами: В. Бренной, А.Н. Воронихиным, К.И. Росси, В.П. Стасовым, О.Р. Монферраном, А.И. Штакеншнейдером. и др., выполняя мебель по их проектам и эскизам [3].

Лучшим мастером того времени, изготавливавшим в России подобные предметы обстановки, был петербургский мебельщик Гамбс. Его имя стало в России на долгое время синонимом добротности и хорошего вкуса.

Для обеспечения производства мебели качественными бронзовыми деталями и украшениями, у Гамбса была собственная литейная мастерская. Его мебель получила очень широкое распространение в России и стала непременной принадлежностью любого богатого интерьера [7].

Гамбс Генрих Даниэль родился в Баден- Дурлахе 25 августа 1765 в семье потомственных столяров.

Ученик известного столяра-чернодеревщика Давида Рентгена, Г. Гамбс приехал в Петербург в 1790-х гг. с последним транспортом мебели Д. Рентгена для Екатерины II.

Как купец 2 гильдии в 1795 г. основал в С.-Петербурге, недалеко от Калинкина моста на набережной Фонтанки, мебельную мастерскую, средства для которой предоставил австрийский купец И. Отт, бывший некоторое время совладельцем предприятия. В ноябре этого же года Гамбс открыл на Невском проспекте № 297 в доме Еропкина собственный магазин. Модные новинки мгновенно появлялись в витрине его магазина. Мебель делалась в модных в то время стилях: классицизма и ампира. [5]. В первые годы деятельности Гамбсу не удается получить больших заказов Двора, мастерская работает по великокняжеским заказам и заказам столичной знати. Из челобитной на имя Екатерины II 20 1795 г. известно, что в 1793-1795 гг. Гамбс изготавливал мебель для великой княгини Марии Федоровны и для подарков от её имени императрице Екатерине II.

В 1794 -1796 гг. по проекту В. Бренны был изготовлен письменный стол для Павла I.

Письменный стол Павла Первого, 1794 г.

В этом же году им был выполнен экран-ширма из красного дерева с бронзой, с вставками живописи на стекле, которые применены «с большим тактом», с надписью на рисунке медальона Marie Gatschina, выполненном великой княгиней Марией Федоровной. По некоторым сведениям под её покровительством были такие интересные личности, как Николай Фай в качестве «токарного мастера» и учителя, Леберехт, обучающий её медальерному искусству, Георг Кенинг, учивший императрицу резьбе камней.

Экран-ширма красного дерева, Гамбс.

По проекту В. Бренны и К. России в 1796 г. в столярной мастерской Гамбса был выполнен экран-каминный.

Экран каминный, Гамбс, 1796.

Костяные части предметов выполнены токарным мастером И. Фаем, в мастерской которого были изготовлены многие самостоятельные изделия, и детали мебельных предметов из слоновой кости и янтаря для великокняжеского двора. Слоновая кость принадлежала к числу наиболее популярных материалов, использовавшихся в художественных работах в ХVII -ХVIII веках. Ее широко применяли и в отделке мебельных предметов, выполнявшихся мастерской Г. Гамбса. Белая или слегка желтоватая кость в сочетании с полированным деревом, росписью и золоченой бронзой создавала особый декоративный эффект.

Ранние работы Гамбса отличаются изобретательностью формы, повышенной декоративностью. Именно с его мастерской следует связывать появление в конце 1790-х годов тех удивительных предметов из красного дерева с латунью, которые составляли особенность столичной мебели и вошли в историю искусства как мебель в «стиле жакоб».

Бюро в «стиле жакоб» отличают яркие черты: латунные профилировки, вставки из расписного стекла. Кроме, того встречаются элементы треугольных очертаний с одной вогнутой стороны. Они, как правило, используются для соединительных элементов различных частей корпуса или формы стеклянных пластин. Для изготовления бюро мастер использовал древесину: дерево хвойной породы (основа), красное дерево (фанеровка), орех (фанеровка), красное дерево (массив).

Применялись различные техники исполнения: фанеровка, полировка, штамп, литье, монтаж, эгломизе, оклейка.

Бюро. Мастерская Генриха Гамбса. Около 1800

Красное дерево, фанеровка; бронза, литье, золочение; латунь.

[if !supportLineBreakNewLine] [endif] В 1801 мебельная мастерская переехала с Невского проспекта на Большую Морскую, в дом принадлежавший баронессе Демидовой.

Покровительство императрицы Елизаветы Алексеевны, соотечественницы Г. Гамбса расширяет круг заказчиков и приближает Гамбса ко Двору. В первое десятилетие XIX века мастер изготавливает приданое для старших дочерей, а затем и остальных детей вдоствующей императрицы Марии Федоровны. С первых лет деятельности при Дворе Гамбс следит и реставрирует мебель Д. Рентгена и Х. Мейера, изготовленную для Эрмитажа и Зимнего дворца в конце XVIII века. В 1807 году Гамбс получает российское подданство, а 1810 году титул «придворного механика». К этому времени мастерская вновь меняет адрес и размещается в собственном доме по Итальянской улице,18 [2].

Гамбс был не только прекрасным мебельщиком, но и великолепным механиком. В мебели того времени очень высоко ценились разнообразные механические диковинки: потайные ящики на неприметных пружинках, системы запирания, выдвигания и складывания, повороты и сдвиги целых частей предмета, подача всевозможных услуг и вещей, это обычно сопровождалось исполнением автоматами различных музыкальных произведений. Равному Генриху Гамбсу в изготовлении подобных вещей в России не было. Лучшим свидетельством этому является хранящееся в петербургском Эрмитаже бюро из красного дерева

Генрих Гамбс. Бюро с пультом для письма стоя, музыкальным механизмом и бронзовой группой. 1795-1815. Эрмитаж. фото.

Работа над ним заняла у мастера около двадцати лет, начал он ее в 1795 и закончил лишь в 1815 году. Это целая архитектурная композиция с цоколем, колоннами, цилиндрической крышкой, со ступенчатой верхней частью, нарядной балюстрадой. Бюро богато декорировано изысканной золоченой бронзой: фигурами Минервы, Клио и Виктории, плакеткой с рельефом «Аполлон музы», медальонами с античными головками, фигурками муз, изображениями дельфинов, орлов и маскаронов. Бюро не только прекрасный образец мебельного искусства, но и сложное техническое сооружение, снабженное различными механизмами. При повороте ключа выезжает пюпитр, раскладывается столешница, выдвигаются ящички для письменных принадлежностей. После нажатия на одну из деталей в бронзовом медальоне, появляется полочка для секретных бумаг. Внизу выдвигается оригинальная подставка со складным креслом. Все действия сопровождаются исполнением музыки Моцарта, которую воспроизводит спрятанный внутри бюро механический орган. За образец Г. Гамбс взял большое бюро своего учителя Давида Рентгена, исполненное в 1783 году и находящее сейчас в Белом зале Зимнего дворца. Все, архитектурное построение, - колонны с каннелюрами, фигуры в античных одеждах, - указывают на то, что большая часть работы была выполнена Гамбсом в конце XVIII века в подражание работам учителя. Возможно, он создавал бюро для русской императрицы, но ее смерть в 1796 году расстроила его планы. Сам Г. Гамбс утверждал, что начал работу над ним, лишь для того, «чтобы публично подтвердить свой талант механика и краснодеревца» [2].

Новый подъем деятельности мастерской начинается после окончания Отечественной войны 1812.г. Гамбс выполняет заказы Двора, в том числе на бронзу и другие изделия [2].

В 1810-1820 гг. Генрих Гамбс сотрудничает с архитектором Менеласом, выполняя его заказы в Царском Селе. Известными сооружениями архитектора являются Белая Башня и Арсенал. Внутри Белой башни одна над другой располагались комнаты:

- на первом этаже - столовая и буфетная

- на втором этаже - гостиная

Мебель для Белой башни в готическом стиле была выполнена в мастерской в 1826 году.

Стулья из павильона Белая башня в Царском Селе. Петербург, мастерская Г. Гамбса. 1820-е гг. Дерево, резьба, точение; ткань. (Не сохранились. Фото 1930-х гг.)

Кресло в готическом вкусе – типичный образец мебели мастерской Генриха Гамбса. Несмотря на введенную в художественное решение кресла готическую стилистику, предмет «дышит» эпохой классицизма. Это выражается, в частности, в линии изогнутых оснований подлокотников с резной пальметтой, в форме овальной спинки, в ряде декоративных деталей: шишки пинии венчают боковые устои спинки, акротерион – ее раму.

Кресло в готическом вкусе – типичный образец мебели мастерской Генриха Гамбса.

Для другого «готического» павильона Менеласа в Царском Селе-Арсенала братьями Гамбс была выполнена мебель, соответствовавшая отделке интерьеров, имевших «средневековый, рыцарский» вид.

В помещениях первого этажа находились стулья с высокими спинками «готического рисунка».

Ведущее положение в мебельном деле мастерская сохраняет до середины XIX века. В 1828 г. совладельцем Г. Гамбса выступает его сын Петр, а в 1830 г. – Эрнест [2].

Выстроенный А. Минеласом в 1829 году для Николая I дворец, тут же становится в России образцом для множества подражаний. В тридцатые годы в Петербурге начинается, в буквальном смысле, повальное увлечение романтическим средневековьем. В моду входит все готическое. Придворные, а также богатые дворяне начинают лихорадочно создавать в своих домах и усадьбах интерьеры в готическом стиле. Кто не мог приобрести или заказать модный гарнитур целиком, приобретали отдельные вещи: кресла, стулья, кушетки, письменные столы, каминные экраны, напольные зеркала- псише. Подвесные полочки, этажерки, корзины для бумаг или ширмы. Мебельное производство в России в этот период уже находилось на довольно высоком уровне. Столярные мастерские были готовы изготовить по чертежам архитекторов или по рисункам из модных журналов любые понравившиеся предметы обстановки для жилых и парадных помещений. Производством различной мебели в этом стиле занималась и мастерская Г. Гамбса.

Кресло и стулСанкт – Петербург. Мастерская братьев Гамбс по проекту П. Садовникова. 1830-е Орех, фанеровка, резьба; ткань.

Напольное зеркало-псише в неоготическом стиле.Санкт-Петербург, фирма П. Гамбса, 1820-1830-е гг.Сосна, орех; фанерование, резьба.

В 1829 г. Генрих Гамбс закончил изготовление партии мебели для Коттеджа, дворцовой резиденции Николая I в Петергофской Александрии, построенной в формах «неоготической готики».

Мебель в неоготическом стиле (Петродворец, дворец «Коттедж», библиотека)

Кресло. Мастерская Генриха Гамбса. Санкт-Петербург. 1820-е гг. Дерево хвойной породы (основа), орех, береза, лак, кожа, бархат; столярная работа, фанеровка, резьба, токарная работа, окраска, золочение, полировка, тиснение, обивка.

Предназначенное для кабинета императрицы Александры Федоровны во дворце Коттедж в Петергофе, кресло имеет сходные резные фиалы, завершающие боковые опоры, изогнутые листья аканта на месте соединения подлокотников и спинки, трилистник решетки, расположенный над мягкой частью спинки, и готизированный акротерион венчающий кресло.

После смерти старшего Гамбса 15 июля 1831 г., во время эпидемии холеры, руководство фирмой переходит в руки братьев Гамбс. Старое название «Ebeniste-Mecanicien. Henry Gambs Magazin de Meubles» заменяется новым: «Ebeniste – Mecanicien de la Cour a St. Petersburg». К этому времени фирма превратилась в предприятие с большим штатом. За участие в возобновлении убранства Зимнего дворца после пожара 1837 г. 130 сотрудников были отмечены медалями.

В 1840-1850 гг. фирма имела магазин на Итальянской улице. В то время писали: «Гамбс был отличный художник…и мебели его славились красотой и прочностью. Все, что было изобретаемо нового в Европе, немедленно появлялось в его магазине [6]. Фирма братьев Гамбс была первой, кто привил в 1840-х гг. вкус к ореховой мебели, получившей повсеместное распространение. Сыновья Г. Гамбса до середины XVIII века оставались поставщиками императорского Двора. Последние документально известные поставки мебели связаны с убранством Императорского Эрмитажа в 1852 г. и Арсенального каре Гатчинского дворца в 1853 году.

Меблировка Арсенального Каре Гатчинского дворца

Меблировка Арсенального Каре Гатчинского дворца, выполненная мастерски­ми Гамбса и Тура по проекту архитектора Кузьмина — один из лучших примеров использования форм рококо как в создании отдельных предметов, так и в органи­зации художественного пространства интерьера в целом. Несмотря на ярко вы­раженную стилистическую однородность форм второго рококо в меблировку вво­дятся и предметы выполненные в формах других стилей. Целостность восприятия достигается путем замены старых обивок на однородные по материалу и рисунку и изменения цвета и текстуры старой мебели через имитацию под ореховое дере­во: «.изготовить для того же каре, всю заключающуюся в смете новую мебель по одобренным рисункам и указанию Главного Архитектора, с обивкою как старой так и новой данными от казны: шелковой матерею, ситцем, сафьяном, трипом и кле­енкою. с добавлением английских пружин» [1].

Фирма Гамбса изготовляла в значительном количестве и более простые по исполнению вещи для небогатых городских домов и провинциальных усадеб: секретеры, шкафчики, бюро шкафы, витрины, комоды.

Бюро с откидной столешницей, начало XIX века

Бюро с бронзовыми накладками, начало XIX века

Во всех работах прославленного мастера замечательно выявлена красота материала, их украшают типичные для мебели Гамбса бронзовые накладки в виде барельефов, маскаронов, розеток и лир, античные фигурки и барельефы из патинированной и золоченой бронзы, прорезные латунные орнаменты. Вот таким был лучший мебельный мастер Генрих Гамбс.

Список использованных источников:

1. РГИА. Ф. 49. Оп. 2. Д. 190. «На меблировку Арсенального Каре Гатчинского дворца». 1851 г.

2. Ботт И.К. Неостили в русской мебели XIX века. Петербургские мебельные мастерские в эпоху историзма. -С.- Петербург, 2008

3. Ботт И.К. Петербургская мебель эпохи историзма. К вопросу о неостилях // Известия Рос. гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. – 2008.- № 76-1

4. Гацура Г. Мебельные стили. История русского и западноевропейского искусства.- М.: МГОСП России, 1997. – 162 с.

5. Охнева Е.Д. Петербургские доходные дома. Очерки из истории быта.- М.: Центрополиграф, 2007.- 352 с.

6. Пушкарев И. Исторический указатель достопамятностей С. Петербурга, 1846.

7. Соколова Т. Очерки по истории художественной мебелиXV-XIX веков.- Ленинград, 1968. – 146 с.

Мы в соцсетях
  • Facebook Basic Square
  • Twitter Basic Square
  • Google+ Basic Square
Избранные посты
Недавние посты
Архив
Поиск по тегам

СТОЛЕЧНИКЪ. Добро пожаловать к мастерам

Бесплатные консультации, выезд замерщика по тарифам Яндекс-такси! 
Связь с клиентами по графику 24/7

© 2016 ООО "Столечникъ".

+7 (916) 759 09 61
  • Facebook Basic Square
  • Twitter Basic Square
  • Google+ Basic Square